Поиск:
Гомеопатия - это...
Карта сайта
Написать письмо врачам
Написать письмо в аптеку
Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии
Materia Medica динамизированных лекарственных препаратов...
История и практика использования биотерапевтических средств...
Гомеопатические средства в неврологии и медицинской реабилитации...
Препараты из насекомых...
Периодические профессиональные издания
Международные новости
Семинары, конференции, форумы
Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе
Объявления для гомеопатов
События, даты, поздравления и комментарии
Книги и журналы для гомеопатов
Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество
Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека
История аптеки
Номенклатура динамизированных средств
Монокомпонентные средства
Многокомпонентные динамизированные средства
Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе
Materia medica
Гомеопатия для чайников
Вопрос - ответ
Дружественные сайты
|
Psychosomatics is an important mechanism in the work of the homeopath. N.А. Radomskaya (Moscow, Russian Federation) The disease is a means of adaptation of the biological system (human) under the conditions of survival. For treatment it is necessary to know the essence of the disease, its root cause as well as to understand the nature of man and the logic of his actions. Samuel Hahnemann considered the state of mind and temperament of the patient to be the most important symptom for homeopathic therapy. The great doctors such as Z. Freud, K. Jung, A. Adler and others created psychoanalysis, which is an important basis of psychosomatics. Psychoanalysis helps to determine how the unconscious affects the conscious processes. Homeopathic method is, first of all, regulating therapy, which uses natural internal resources for recovery. Modern psychosomatics allows to predict the homeopathic aggravation and the healing time, to choose the optimal tactics of treatment and to consider all possible problems. Ключевые слова: психосоматика, гомеопатия, Германская новая медицина
Ключовi слова: психосоматика, гомеопатiя, Германська новiтня медицина
Key words: psychosomatic, homeopathy, German New Medicine
Работая врачом-гомеопатом, я часто сталкивалась с проблемой «трудного пациента», когда сложно было понять суть болезни, докопаться до её первопричины, понять природу человека, логику его действий. Сейчас, имея опыт 25-летней практики, - прекрасно понимаю, что болезнь – это инструмент адаптации биологической системы в сложившихся условиях выживания индивидуума.
Древнейшая Восточная Медицина рассматривала человека как единое целое, неразрывно связанное с окружающей средой. А причины возникновения и течения заболеваний делила на внешние и внутренние.
Внутренние причины – это эмоционально-психическое состояние, которое может привести к нарушению энергобаланса в организме. Чрезмерное переживание радости или гнева, интенсивное беспокойство, печаль, тоска, безысходность, ужас, страх, открывают дверь различным патологическим факторам, которых всегда предостаточно в окружении человека. В древнейшем китайском трактате по медицине «Канон о внутреннем» описана связь основных эмоций человека с органом, где эти эмоции «хранятся» [1]. Так, «радость ранит сердце; гнев ранит печень и желудок; печаль ранит лёгкие и селезёнку; задумчивость ранит селезёнку; скорбь ранит лёгкие; страх ранит почки, испуг ранит сердце и почки» и т.д. И только в конце XIX века наука начала изучать влияние бессознательного на сознательные процессы. Основателем метода психоанализа принято считать Зигмунда Фрейда, который и ввёл сам термин «психоанализ» [2]. Фрейд углубился в изучение бессознательных переживаний, стремясь вникнуть в смысл невротических симптомов. Он открыл целую сферу психики, оказал огромное влияние на развитие не только психологии и медицины, но и на социологию, антропологию, а также литературу и искусство XX века. Среди других столпов психоаналитической психосоматики стоит назвать Карла Густава Юнга, Альфреда Адлера, Дмитрия Узнадзе (теория установки).
Однако, исторически сложилось так, что, после древневосточных врачевателей и до великих психоаналитиков, первым специалистом по психосоматике был великий гомеопат Самуэль Ганеман. Именно он обращал внимание на значимость и иерархию симптомов, связанных с психикой, а также этиологией, причинным фактором (мы обязательно учитываем событие, которое эмоционально потрясло человека). Ганеман, как и тысячи его последователей, при любых болезнях рассматривали и рассматривают состояние психики больного как наиболее важный симптом совокупности, который позволяет представить истинную картину заболевания. А это, в свою очередь, позволяет успешно проводить терапию гомеопатическим методом (Органон, § 210) [3].
Термин «психосоматика» стал использовать с 1818 года философ и психиатр Ф. Хейнрот (1773-1843). Он считал, что большинство болезней тела вызваны психогенными факторами: злоба, стыд, сексуальная неудовлетворённость могут определять развитие туберкулёза, эпилепсии, раковых опухолей. Через некоторое время психоаналитик М. Якоби применил другой термин - «соматопсихика», который подчёркивал связь сомы (телесности) с психическими проявлениями. В 1913 г. психоаналитиком П. Федерном был опубликован доклад об успешном излечении астмы методом психоанализа. Базой для работы были представления З. Фрейда о том, что в основе истерии и конверсии лежит внутренний конфликт, который может выражать себя в виде соматических проявлений. Эти проявления очень разнообразны: головная боль, вегетативные симптомы (вплоть до развития тяжёлых телесных болезней – таких, как параличи). При этом, каждый соматический симптом имеет свою психогенную причину, которая его вызывает. Так, заболевания нижних конечностей могут указывать на подсознательное нежелание двигаться вперёд, на страх будущего; заболевания органов зрения – нежелание видеть травмирующую ситуацию, и др. Т.е., в основу понимания П. Федерном психосоматических заболеваний легла теория Фрейда о подсознательном вытеснении. Стоит отметить, что истерия и конверсия по Фрейду, сами по себе, могут иметь и психическую, и соматическую природу. Заболевание позволяет как снять напряжение, вызванное внутренним конфликтом, так и реализовать накопившуюся энергию, даже если это забота о своём физическом здоровье.
В медицинской литературе термин «психосоматика» впервые был использован в 1922 году. Этот год – официальная дата зарождения науки психосоматики. Развитием и становлением психосоматики занимались многие учёные, в том числе американский психоаналитик и врач венгерского происхождения Ф. Александер (1891-1964) один из величайших исследователей психосоматической медицины и основоположник психоаналитической криминологии. По мнению Александера, болезнь провоцируют не только психогенные (внутренний конфликт, психологическая травма, стресс) или соматические (наследственность, неблагоприятные условия среды, предрасположенность к болезням и др.) факторы. Есть и третий фактор – личностная диспозиция – навыки психологической защиты, которые человек вырабатывает с детства. Именно личностная диспозиция делает психологические факторы травмирующими для человека. В разработке своей теории он использовал представления З. Фрейда и А. Адлера, а также результаты собственных наблюдений [4].
К настоящему времени медицина шагнула далеко вперёд, и располагает данными, методиками, исследованиями, которые были недоступны ранее [5]. Рассмотрим современную психосоматику на примере Германской Новой Медицины.
В 1981 году немецкий доктор Райк Хамер (Ryke Geerd Hamer) выступил с докладом об истинных причинах возникновения рака яичка (яичника). Это было открытие – определена новая система возникновения, локализации и протекания любого заболевания. Райк Хамер – профессор и доктор медицины – практиковал уже 25 лет, когда у него трагически погиб сын. В течение года после этого у профессора развился рак яичек. Позднее у его жены также возникла онкология. Хамер логично предположил, что рак – результат психологической травмы. Будучи профессором медицины, Хамер стал анализировать истории болезней раковых больных, и обратил внимание, что похожие трагические события вызывают схожие заболевания. Так, больные раком яичек и яичников пережили сильный стресс или трагедию, связанные со своими детьми, за 1-3 года до определения диагноза. Хамер предположил: в ответ на шок организм человека «запускает» некую программу. Исследования это подтвердили: острый конфликт, шок или трагическое событие, которые человек пережил в одиночестве, «запускают» заболевание. Сканирование мозга показало взаимосвязь между шоком, возникновением очагов активности в определённой области мозга и соответствующим органом, где развился рак. На основании этого доктор сделал вывод: рак (или любое другое заболевание) – это своеобразная программа, нацеленная на решение психологического стресса. За 40 лет анализа и исследований сформировалась чёткая концепция, проверенная и подтверждённая клиническими случаями [6].
Любая болезнь проходит в две фазы: активная фаза конфликта (фаза симпатикотонии, переживания) и фаза разрешения конфликта (восстановительная, или фаза парасимпатикотонии). Мы знаем, что все органы и ткани человека исходят из трёх зародышевых слоёв: эндодермы, мезодермы и эктодермы. Стало известно, что ткани, происходящие из разных зародышевых слоёв, реагируют на стресс по-разному: какие-то из них наращивают количество клеток, а какие-то – теряют свои клетки. Всё это сформировано в ходе эволюции, и происходит для реализации биологических потребностей с целью максимальной помощи организму выжить в ситуации стресса.
Клетки, происходящие из эндодермы, и клетки «старой» мезодермы, в ответ на стресс начинают размножаться; происходит рост ткани или опухоли. Это первая фаза болезни – активная. Когда конфликт разрешён - переживания «уходят»; организм начинает «зачищать» ткань от излишне «наросших» клеток с помощью грибков, туберкулёзной палочки, микобактерий. Это вторая фаза болезни – разрешения конфликта (восстановления). Т.е., в тканях, исходящих из эндодермы и «старой» мезодермы, сначала происходит разрастание ткани; организм как бы «усиливает» себя, чтобы справиться с возникшей проблемой. Далее наступает распад ненужного – и человек отмечает боли, которые сопровождают начавшийся воспалительный процесс… Например, Хамер показал, что раковые клетки желудка быстрее справляются с перевариванием пищи, в сравнении с обычными клетками. Организм «усиливает» сам себя, чтобы справиться с возникшей проблемой – перевариванием огромной порции пищи, конфликта «непонимания». Когда переваривание большого куска, конфликта «непонимания» завершено, необходимость в усиленном переваривании исчезает – опухоль распадается, возникает сильная боль в желудке, или гастрит.
К тканям, происходящим из эндодермы, относят: желудочно-кишечный тракт (большую его часть), предстательную железу, матку, щитовидную железу, печень, лёгкие, собирательные трубочки почек, слюнные железы, гипофиз, среднее ухо, гладкую мускулатуру. Из «старой» мезодермы происходят: молочные железы, перикард, брюшина, плевра, дерма, большой сальник.
Ткани же, происходящие из «новой» мезодермы и эктодермы, в активной фазе конфликта «утрачивают себя». А в фазе восстановления, наоборот, происходит заживление тканей, которые утратили свои клетки. Утрата тканей в активную фазу конфликта происходит за счёт образования язв, некроза. За счёт утраты клеток возрастает либо площадь органа, либо просвет трубки органа. Это важно, т.к. чем больше площадь или просвет, тем лучше орган выполняет свою функцию. Например, территориальный конфликт. За него отвечает зона мозга, контролирующая сердечные артерии. Просвет коронарных артерий без боли расширяется за счёт потери клеток, чтобы к сердцу поступило большее количество крови, и оно лучше работало («настоящий мужчина отстоял свою территорию»). Но когда конфликт (переживание) заканчивается, и человек может расслабиться и вздохнуть спокойно, организм даёт команду: нужно восстановить то, что было утрачено. Нужно восстановить клетки сердечных артерий, и … начинается сердечный приступ.
Ткани, происходящие из «новой» мезодермы и эктодермы: кости, мышцы, хрящи, эпидермис кожи, протоки молочной железы; слизистые оболочки: мочевого пузыря, уретры, носа, полости рта, верхних отделов пищевода, шейки матки, и др.
Таким образом, любая болезнь протекает в две фазы: активная фаза конфликта и фаза его разрешения. Во вторую фазу происходит исцеление того, что происходило в первую фазу, когда человек испытывал шок, нервничал. Физически мы начинаем страдать тогда, когда «выздоравливаем» (когда всё уже хорошо).
Наше тело «подстраивается» под наши мысли и настроение. Большинство из нас эти мысли и эмоции не осознают и не отслеживают. Тело «посылает сигналы» боли и дискомфорта тогда, когда мы слишком долго «не слышим» наши эмоции, и душевная боль продолжает расти. Мы должны быть благодарны нашему телу за эти «сигналы». Если удаётся быстро и точно обнаружить связь между переживанием и болезнью, и если не сопротивляться заболеванию, не бояться его, то выздоровление начинается раньше и происходит намного быстрее.
Официальная медицина не может дать чётких объяснений: по какой причине возникает то или иное заболевание. Возраст, неблагоприятные воздействия, стечение обстоятельств, некачественное питание, … генетическая предрасположенность – всё это не причины… Лекарственные препараты или оперативные вмешательства не вылечивают, а лишь поддерживают и устраняют симптомы, оказывают поддержку. Нам очень важно распознать свой внутренний конфликт (или непрожитый стресс), принять его, и увидеть себя в большем масштабе, чем мы знали о себе до заболевания.
Огромную помощь на пути выздоровления оказывает гомеопатическое лечение, которое мягко, без осложнений для организма и побочных реакций, задействует естественные внутренние ресурсы. Гомеопатический метод – это, прежде всего, регулирующая терапия. В активной фазе конфликта, когда ещё нет физических симптомов, но уже есть эмоциональные страдания (потеря близкого, несчастная любовь, ощущение брошенности, ненужности, эмоциональное «выгорание», обида и т.д.), гомеопатия может выступать как профилактическая медицина. Гомеопаты столетиями используют лекарства, которые трансформируют переживания и страдания в «принятие». Известна фраза: если нельзя изменить ситуацию, то можно изменить отношение к ней. Гомеопатический препарат «перепрограммирует», изменяя психику пациента. Коллегам известна Pulsatilla с ситуацией сепарации от родителей, Natrum muriaticum – при потере близкого человека, Lycopodium - при распирающей гордыне, Ignatia - при эмоциональных потрясениях, Staphysagria - при подавленном гневе и т.д. Когда пациент приходит в постконфликтной фазе, с набором физических симптомов, опытный врач всегда, собирая совокупность симптомов, учтёт эмоциональную подоплеку возникновения болезни. И чудо исцеления происходит.
Современная психосоматика, которая имеет чёткие характеристики и временные параметры, позволяет прогнозировать гомеопатическое обострение и сроки исцеления, выбрать оптимальную тактику терапии и учесть все возможные «подводные камни». «Картирование» любого конфликта в мозге даёт в руки врача инструмент, позволяющий с помощью компьютерной визуализации иметь точные представления о правильности выбранной терапии.
1. Демин Р.Н. Ритуал передачи знаний в древнекитайской медицине / Петербургское востоковедение. Вып. 1. – СПб., 1992. - С. 384- 386.
2. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: Эксмо-Пресс, 2017.
3. Ганеман С. Органон врачебного искусства. – М.: Симилия, 1998.
4. Андреев И.Л., Березанцев А.Ю. Психосоматика, психотерапия, личность (теоретический аспект) // Российск. психиатрический журнал. - 2012. - № 2. - С. 39-46.
5. Матвеев О. Психика, мозг, тело: глубинные причины болезней. Справочник клинического психолога. – М., 2017.
6. Hamer R. G. The Five Biological Laws of the New Medicine // First International Congress on Complementary and Alternative Medical Cancer Treatment. May 14/15, 2005. Madrid, Spain.
Психосоматика – важный инструмент в работе врача-гомеопата Н.А. Радомская (Москва, РФ)
Болезнь - это средство адаптации биологической системы (человека) в условиях выживания. Для лечения необходимо знать суть болезни, её первопричину, а также понять природу человека и логику его действий. Самуэль Ганеман считал состояние психики и темперамента больного наиболее важным симптомом для гомеопатической терапии. Великие врачи З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др. создали психоанализ, который служит важной основой психосоматики. Психоанализ помогает определить: как бессознательное влияет на сознательные процессы. Гомеопатический метод - это, прежде всего, регулирующая терапия, которая, для выздоровления, задействует природные внутренние ресурсы. Современная психосоматика позволяет прогнозировать гомеопатическое обострение и сроки лечения, выбрать оптимальную тактику терапии и учесть все возможные осложнения.
Психосоматика – важливий iнструмент у роботi лiкаря-гомеопата. Н.А. Радомська, (Москва, РФ)
Хвороба – це засіб адаптації біологічної системи (людини) в умовах виживання. Для лікування необхідно знати суть хвороби, її першопричину, а також зрозуміти природу людини та логіку її дій. Самуель Ганеман вважав стан психіки і темпераменту хворого найбільш важливим симптомом для гомеопатичної терапії. Великі лікарі З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер та іншi створили психоаналіз, що є важливою основою психосоматики. Психоаналіз допомагає визначити, як несвідоме впливає на свідомі процеси. Гомеопатичний метод – це, насамперед, регулююча терапія, яка для одужання задіює природні внутрішні ресурси. Сучасна психосоматика дозволяє прогнозувати гомеопатичне загострення і терміни зцілення, вибрати оптимальну тактику терапії та врахувати всі можливі ускладнення.
Информация об авторе.
Радомская Наталия Анатольевна, к.б.н, Генеральный директор медицинского гомеопатического «Центра здоровья и реабилитации» с 1996 г., Москва, РФ. Врач-гомеопат; Член Национального совета по гомеопатии; лектор школы психосоматики; специалист по Германской Новой Медицине; спикер Международных конгрессов по гомеопатии. info@homeopatica.ru (homeopatika@yandex.ru), +7 (495) 733-85-93, +7 926 232-22-39.
|
|||||||
Медицинский портал о гомеопатии и гомеопатах, в Одессе и мире. Прочтете все про лечение гомеопатией! Найдете центр гомеопатии. Гомеопатия аптека и гомеопатия форум. Гомеопатия в Украине
|