@@11@@
Гомеопатия
Одесские крупинки или globuli по-одесски.

У нас целый мир гомеопатии. Лечение гомеопатией в Одессе, ул. Тираспольская, 13 Центральная Одесская гомеопатическая аптека (аптека №5 ОАО "Фармация"). У нас Вы найдете все гомеопатические препараты. Узнаете о классической гомеопатии и все о последних форумах и семинарах по гомеопатии.

~~~ 28.IX-02.Х.20 - ВСЕМИРНЫЙ ГОМЕОПАТИЧЕСКИЙ САММИТ (ОНЛАЙН) ~~~ 06.X.20 – ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ЗАСЕДАНИЕ НМГООО (ОДЕССА, УКРАИНА) ~~~ 12-14.ХI.20 – ICE-20 (КЁТЕН, ГЕРМАНИЯ) ~~~ 08-11.IV.21 - ГОМЕОПАТИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС "МИР В ГОМЕОПАТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ" (РИГА, ЛАТВИЯ) ~~~ 07-09.V.21 - VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС WISH (БЕРЛИН, ГЕРМАНИЯ) ~~~ 16-19.VI.21 - 75-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС LMHI (СТАМБУЛ, ТУРЦИЯ) ~~~

Поиск:
Гомеопатия - это... Карта сайта Написать письмо врачам Написать письмо в аптеку Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии Периодические профессиональные издания
Международные новости Семинары, конференции, форумы Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе Объявления для гомеопатов События, даты, поздравления и комментарии Книги и журналы для гомеопатов Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека История аптеки Номенклатура динамизированных средств Монокомпонентные средства Многокомпонентные динамизированные средства Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе Materia medica Гомеопатия для чайников Вопрос - ответ Дружественные сайты
ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА И ГОМЕОПАТИЯ

В. Я. Кисиль
г. Одесса, Украина
Научно-медицинское гомеопатическое общество Одесской области

Tibetan medicine and homeopathy. V. Ya. Kysil (Odessa, Ukraine)

The paper gives a comparative analysis of two holistic medical systems – Tibetan medicine and homeopathy and the main similarities and differences in the theoretical foundations, methods of prescribing and preparing medicines.

Ключевые слова: гомеопатия, тибетская медицина, сравнительный анализ
Ключовi слова: гомеопатiя, тибетська медицина, порiвняльний аналiз
Key words: homeopathy, Tibetan medicine, comparative analysis
Гомеопатия возникла в Европе в конце XVIII века, тибетская медицина - в VI веке (далеко от Европы). Если исходить из родословной линии тибетской медицины - Аюрведы, - то истоки её уходят в глубь тысячелетий.
Обе системы имеют свои кодифицированные текстуальные каноны: в гомеопатии - «Органон врачебного искусства» (нач. XIX в.), в тибетской медицине - «Чжуд-ши» (VI в., новая редакция XI в.); оба этих медицинских направления являются холистическими.
Хотя гомеопатия исходит из принципа Similia similibus curantur (подобное лечит подобное), а тибетская - из принципа Contraria contralis curantur (противоположное лечит противоположное), тем не менее, между ними прослежены интересные параллели и аналогии, несмотря на то, что эти медицинские системы принадлежат к совершенно разным культурным традициям. Эта тема требует серьёзных исследований, однако, на данный момент, их явно недостаточно; известны лишь единичные работы [5].
Коренное понятие тибетской медицины и гомеопатии – представление о «жизненной силе», которое, по сути, играет роль научной модели, как, например, концепция атома в физике.
Оба медицинские направления основаны на трёх принципах: в гомеопатии – три классических «миазма» (псора, сикоз и люэс), в тибетской медицине – три «нье-па» или «доши» («ветер», «желчь» и «слизь»).
Диагностика в обеих системах включает внешний осмотр и опрос (выясняют поведенческие наклонности, реакцию на природные факторы, пищевые пристрастия и т. п.); в тибетской медицине их подкрепляют исследованиями пульса и мочи, в гомеопатии - лабораторными анализами крови, урины, инструментальными исследованиями.
При диагностике заболеваний тибетские врачи обращают внимание, в первую очередь, на выявление общего характера болезни («холод» или «жар»); гомеопаты также прибегают к схожему дифференциальному анализу: учитывают модальности «хуже (лучше) от холода» или «хуже (лучше) от жары», т.е., всю Materia Medica гомеопатии можно разделить на эти две элиминирующих модальности.
Как гомеопатия, так и тибетская медицина практикуют индивидуальный подход к лечению пациента.
В «Чжуд-ши» можно найти такой любопытный пассаж: «При «жaре», который имеет признаки, похожие на «холод», подходят «прохладные» составы; но они вдруг как бы перестают действовать, а «горячие» составы, которые не должны бы подходить, вроде приносят улучшение. При «холоде» с признаками «жaра» бывает наоборот». И далее: «Если при застарелом, въевшемся «холоде» долго применять «четыре огня», то потоки «жaра» проникнут в сосуды, заболит голова, участится пульс, покраснеет моча – возникнут признаки «жaра», хотя суть болезни – «холод». И ещё: «холод», старея, становится похожим на «жар» а «жар», старея, - похожим на «холод». Из-за этого сходства можно спутать «жар» и «холод». Поэтому, суть болезни определяй по её признакам и вытягивай её из глубины» [3, 202-203]. Нечто подобное прослеживаем и в гомеопатии: одно и то же верно назначенное гомеопатическое лекарство может иметь разные действия на пациента, в зависимости от состояния его «жизненной силы». Так, Я. Схолтен ввёл понятие «Стадия», позволяющее назначать подходящее лекарство, исходя из уровня «жизненной силы» пациента: «Каждая Стадия включает в себя все остальные стадии. …Каждое основное ощущение является причиной, почему что-то идёт не так как надо на конкретном этапе, в определённой ситуации той или иной Стадии. Так, во всех Стадиях, описан успех и провал, отношение к похвале и критике. Однако, для каждой отдельно взятой Стадии соотношение всех этих свойств, то, в какой пропорции они встречаются, различно» [3]. Стадии он разделил на два полярных состояния: активный – пассивный, отдаёт – берёт, испытывает чувство полноты или пустоты, и т.д.
Таким образом, и тибетская медицина, и гомеопатия, используют принцип китайской медицины «инь-ян»: в «ян» содержится «инь», «инь» включает в себя «ян».
Л. Лурье и Ю. Готовский, в предисловии к книге Я. Схолтена, писали: «Автор предлагает оригинальную систему подбора гомеопатического лекарства в зависимости от его места в таблице элементов Менделеева, где каждый Ряд задаёт определённую тему существования человека, от проблем его рождения через процесс формирования личности, его взаимоотношения, к проблемам работы, творчества и власти, и каждая Стадия Ряда конкретизирует эту тему. … Это и есть ритм жизни, когда человек в младенчестве практически беспомощен и зависит от окружающих его взрослых, к середине жизни он полностью реализует свою тему и, к старости, вынужден отойти от неё, снова впав в зависимость от более молодых людей в своём окружении» [3]. В тибетской медицине жизненную трансформацию человека рассматривают на основе изменения «нье-па»: в детстве преобладает «слизь», в зрелом возрасте – «желчь», в старости – «ветер» (примечательно, что для «слизи» и «ветра» характерно одно и то же свойство: «холод»).
Нижеизложенные идеи, выраженные в трактате тибетской медицины «Чжуд-ши», в равной мере можно отнести и к гомеопатии: «Всё может быть лекарством», «Из совокупности всех действий лекарств то, которое проявляется ярче, называется его силой». Действительно, в обеих системах медицины лекарства изготавливают из трёх субстанций: минералов, растений и животной основы; обе они признают «динамическую» силу лекарств.
В тибетской медицине существует понятие «пхад-да»: вещество становится лекарством только после воздействия на него тонкой психической энергии врача, вошедшего в состояние Будды медицины, то есть в транс. Основатель гомеопатии С. Ганеман полагал, что материальная субстанция становится лекарством только после освобождения врачом её «духоподобной» (geistlich) силы, то есть после «динамической» обработки, состоящей в растирании в ступке или встряхивании материального вещества. Кроме того, тибетская медицина признаёт наличие так называемой энергии ла, которая циркулирует по телу в соответствии с лунным циклом. По мнению тибетских врачей, после смерти человека «ла» продолжает своё существование, и может вселяться даже в неодушевлённые предметы. Близкие идеи присущи и гомеопатии: «жизненная сила» свойственна и неодушевлённой материи, но проблему перехода «жизненной силы» человека во внешнюю материальную среду она не рассматривает.
Сырьё, которое используют для изготовления лекарств тибетской медицины, интенсивно измельчают в ступке в порошок, затем, смешав его с мёдом в виде пилюль и высушив их, подвергают так называемой шлифовке: на полотняной ткани лекарства энергично встряхивают. В гомеопатии препараты готовят сходным образом: вещества растирают в ступке, подвергают мацерации или настаивают, периодически встряхивают, а гранулы молочного сахара пропитывают жидким лекарственным веществом, высушивают и встряхивают.
В тибетской медицине, как и в гомеопатии, используют много веществ, которые являются повседневными продуктами питания, например, поваренную соль и многие специи. Кроме того, в обеих системах применяют значительное количество одних и тех же лекарственных растений, например, Artemisia spp., Helleborus niger, Capsicum annum, Berberis vulgaris и т. д. Так, одуванчик (Taraxacum) используют в тибетской медицине при воспалении слизистой оболочки желудка, а также при наличии «хронического жaра»; в гомеопатии выделяют такие симптомы этого средства: белый налёт на языке, лоскутьями облазят слизистые оболочки, оставляя при этом болезненные места тёмно-красного цвета.
Отличие тибетской медицины от гомеопатии состоит в том, что в первой используют многокомпонентные смеси, тогда как во второй - однокомпонентное вещество (исключения есть – Hepar sulphuris, Causticum Hahnemanni, «тройные соли» и пр.). Впрочем, это различие не существенно: из многокомпонентного лекарства тибетской медицины можно изготовить соответствующее гомеопатическое средство, провести его испытание и использовать по назначению. Сложные ингредиенты лекарств тибетской медицины составляют с таким расчётом, чтобы в препарате не было веществ с противоположным действием. Для полноты картины следует заметить, что, в последние десятилетия, и в гомеопатии стали использовать так называемые комплексы, т.е. смеси различных лекарств в одной грануле. Однако, такой подход всё же не следует считать чисто гомеопатическим.
Особое внимание тибетская медицина уделяет так называемым драгоценным лекарствам, цель которых – выведение токсинов из организма. В гомеопатии для этого используют соответствующие лекарства, например, Sulphur, Nux vomica и др.
В гомеопатии проводят испытание лекарств на здоровых людях, в тибетской медицине этот процесс покрыт завесой тайны – есть сведения, что многокомпонентные смеси составляли и испытывали на себе йоги в состоянии глубокой медитации, а тибетские врачи и поныне определяют свойства лекарственных веществ с помощью вкусовых и обонятельных рецепторов своего организма.
При лечении лёгких недомоганий, как в тибетской медицине, так и в гомеопатии, не прибегают к лекарствам, а ограничиваются только изменением образа жизни и питания.
В обеих системах медицины существует такое явление, как аггравация: в процессе лечения может возникать временное обострение болезни, от которой страдает человек, Так, доктор тибетской медицины С. Чонжинимаева писала: «Во время лечения фитопрепаратами (тибетской медицины. - В.К.) возможно обострение болезни. Например, увеличиваются выделения слюны, мокроты, мочи, появляется тяжесть в теле, ломота в суставах. Иногда нарушается пищеварение, возникает диарея, рвота, снижается аппетит, появляется или усиливается горечь во рту, изжога, тошнота. Это не что иное как изгнание болезни через «ближайшую дверь», т.е. физиологические отверстия организма (нос, рот, анус, мочеиспускательный канал, влагалище). При дальнейшем приёме лекарства происходит усмирение болезни – все эти симптомы исчезают, так как болезнь созрела, и фитопрепараты «отрубили ей хвост» [5].
Заметим, что в гомеопатии принято использовать микродозы веществ, тогда как в тибетской медицине дозы лекарств варьируют от микродоз до значительных величин. В бурятской версии тибетской медицины принята такая дозировка: 0,3–0,5 г сухого вещества на одноразовый приём, в гималайской традиции – 1-5 г. При этом важно учесть: весовое количество каждого ингредиента, входящего в препарат, состоящий из многокомпонентной смеси, колеблется от 0,03 до 0,1 г, что может, отчасти, быть сопоставимо с гомеопатическими дозами в низких (децимальных) делениях.
Тибетская медицина значительное внимание уделяет различным массажам. Не отказывается от этих процедур и гомеопатия. Основатель гомеопатии С. Ганеман одобрительно отзывался о массаже, «который делает сильный доброжелательный человек хроническому больному, страдающему, несмотря на лечение, потерей веса, слабым пищеварением или недостатком сна из-за медленного выздоровления. Мышцы конечностей, груди и спины, по отдельности сжимаемые руками, умеренно сдавливаемые и растираемые, побуждают жизненный принцип восстановить тонус мышц и кровяных, и лимфатических сосудов» [1].
Хотя теории тибетской медицины и гомеопатии не меняются в своей основе с момента своего возникновения, однако, на протяжении развития этих медицинских систем, методы диагностики и принципы назначения лекарств всё же подвергали некоторым изменениям, не затрагивая при этом их теоретических основ. Отличие лишь в том, что гомеопатия (как ветвь европейской культуры) изменяется более динамично, нежели тибетская медицина, являющаяся частью азиатской культуры.

БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Ганеман С. Органон врачебного искусства. - М.: Атлас, 1992.
2. Кисиль В. Я. Многоликая тибетская медицина. - Одесса: Изд-во ВМВ, 2018.
3. Схолтен Я. Гомеопатия и элементы. - М.: Симилия, 2003.
4. Чжуд-ши: канон тибетской медицины; пер. с тиб. Д. Б. Дашиева. - М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2001.
5. Чонжинимаева С. Г. Энциклопедия тибетской медицины. - М.: Астрель; АСТ, 2011.
6. Rohrer A. Comparative paradigms of homeopathy and Tibetian medicine / A. Rohrer, N. Qusar // Journal of Tibetian medical & astrological institute of H.H. the Dalai Lama. - 1995. Vol. I, N2.

Тибетская медицина и гомеопатия. В. Я. Кисиль (Одесса, Украина)
В статье сделан сравнительный анализ двух холистических медицинских систем – тибетской медицины и гомеопатии, – выявлены основные сходства и различия теоретических основ, способов назначения и приготовления лекарств.

Тібетська медицина і гомеопатія. В. Я. Кисіль (Одеса, Україна)
У статті зроблений порівняльний аналіз двох холі стичних медичних систем – тібетської медицини та гомеопатії, – виявлені основні подібності та відмінності теоретичних основ, способів призначення та приготування ліків.

Информация об авторе. Василий Яковлевич Кисиль – философ, доцент. Член Научно-медицинского гомеопатического общества Одесской области с 2001 г. и Южнорусского Союза Писателей. Участник ряда гомеопатических семинаров и конференций, автор многих статей и 13 книг по философии, гомеопатии и восточной медицине, в частности, книг «Практическое пособие по Революционизированной гомеопатии» и «Многоликая тибетская медицина». E-mail: vkysil@ukr.net
 

Медицинский портал о гомеопатии и гомеопатах, в Одессе и мире. Прочтете все про лечение гомеопатией! Найдете центр гомеопатии. Гомеопатия аптека и гомеопатия форум. Гомеопатия в Украине



© 2003-2020



Рейтинг Mail.ru
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет


Яндекс цитирования

Украина онлайн
УКРМЕД - Каталог Медичних Сайтiв в Українi Meddesk.ru - медицинская доска объявлений. Обмен ссылками.