Поиск:
Гомеопатия - это...
Карта сайта
Написать письмо врачам
Написать письмо в аптеку
Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии
Materia Medica динамизированных лекарственных препаратов...
История и практика использования биотерапевтических средств...
Гомеопатические средства в неврологии и медицинской реабилитации...
Препараты из насекомых...
Периодические профессиональные издания
Международные новости
Семинары, конференции, форумы
Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе
Объявления для гомеопатов
События, даты, поздравления и комментарии
Книги и журналы для гомеопатов
Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество
Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека
История аптеки
Номенклатура динамизированных средств
Монокомпонентные средства
Многокомпонентные динамизированные средства
Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе
Materia medica
Гомеопатия для чайников
Вопрос - ответ
Дружественные сайты
|
Journey of a patient as a homeopathic tool. M.Yu. Lyakhovich (Moscow, Russia) In the recent months we had to observe the gradual formation of a certain synthetic method, which grows at the joint of homeopathy and a number of the methods of psychology and psychotherapy, in our own practice. Of psychology and psychotherapy these are the approaches of the processual therapy of Mindel, trans-personal psychology of Grof, psycho-drama, methods of art therapy, the aspects of Jungian analysis, arrangements of Hellinger, fairytale therapy, dance therapy, integrative psychology. The method obtained is a little strange, and it will close, probably, to quite a few: whether to homeopaths, or psychologists. The sense of the method is in the fact that a definite, potentially existing journey of the patient is started in presence of the doctor. The simplest to observe is the physical journey. There may be more complex journeys in the emotional, mental, energy worlds of the patient, there may be fairytale and magic metaphorical journeys. The novelty of the approach is in the synthesis of two methods; and if homeopathic part is completely intelligible to a ho-moeopath, but is unknown to a psychologist, correspondingly, the psychotherapeutic part is sufficiently famil-iar and intelligible to the psychologists of the definite directions, and it is, as a rule, unknown to the majority of homoeopaths. There is an impression that interaction of the effect “of journey” and the effect of prepara-tion possess the mutually antilogarithmic mechanism, being the different faces of united curative process. It seems that energies of the described processes, through which the patient passes, and energies of homeopathic drugs, are commensurate and similar in something. The paper gives 2 cases of applying the method in the clinical practice. Ключевые слова: гомеопатия, психотерапия, синтез
Key words: homeopathy, psychotherapy, synthesis
Междисциплинарный подход - вещь сложная и неоднозначная. С одной стороны, очень велика вероятность возникновения пустого и эклектичного продукта, с другой - именно на этом пути возможно возникновение некоего нового синтеза.
При этом любой профессионал со временем реализует в своей практике определённый синтез - исходного академического метода - с собственными индивидуальными талантами и склонностями и личностной структурой. В результате может формироваться часто особенный и новый метод, который можно было бы назвать «гомеопатия плюс»: плюс микроскоп, плюс музыка, плюс реаниматология, плюс психология, плюс йога, плюс - что угодно.
Попытки того или иного соотнесения гомеопатии, психологии и психотерапии производили не раз, это смесь известная и, часто, довольно «гремучая».
Ниже кратко изложена ещё одна из таких попыток.
На протяжении года мне пришлось иметь дело с некоторыми направлениями современной психологии, которые оказались мне близки и созвучны: подходами процессуальной терапии Минделла, трансперсональной психологии Грофа, психодрамы, методами арттерапии, аналитической юнгианской психологии, расстановок по Хеллингеру, сказкотерапии, танцедвигательной терапии, интегративной психологии.
Понемногу начал «нащупывать» точки сопряжения методов с гомеопатией. Метод получается немного странный, и близок, вероятно, он будет достаточно немногим, гомеопатам ли, психологам ли.
Предварительно, по опыту наблюдения за рядом пациентов, могу высказать следующее соображение: в ряде случаев пациент может пять и более лет проходить многочисленные психотерапевтические сессии у специалистов самых разных школ, без явного эффекта, и получить стратегический эффект при однократном гомеопатическом назначении; другие же могут в течение пяти лет проходить безуспешное гомеопатическое лечение у врачей самых разных направлений, и получить стратегический эффект от одной резонирующей его случаю психотерапевтической сессии.
Это говорит о том, что отличающиеся методы имеют различную тропность к разным случаям. Каковы возможные точки синтеза?
Смысл формирующегося метода в том, что в присутствии врача «запускают» определённое потенциально существующее путешествие пациента. Самое простое, что приходилось наблюдать - путешествие физическое. Бывают и более сложные путешествия по эмоциональным, ментальным, энергетическим мирам пациента, бывают и сказочные, волшебные и метафорические путешествия. Общее в них одно – они не придуманы и всегда отражают наличествующую потенцию и определённую глубинно значимую реальность человека. Кроме того, иногда они позволяют «продвинуться» немного вперед, и слегка прорисовать или прояснить неясную (и пока ещё непроявленную) ту или иную реальность того или иного плана человека.
Интерес подхода - в синтезе двух методов, и, если гомеопатическая часть будет вполне понятна гомеопату, но неизвестна психологу, то, соответственно, психотерапевтическая часть достаточно знакома и понятна психологам определённых направлений, и, как правило, неизвестна большинству гомеопатов.
Применительно к гомеопатии, одна из форм возможного применения метода - работа с односторонними случаями. К примеру, предъявляемая жалоба - боль в колене, и больше ничего. Пациенту предлагают сосредоточиться на боли, усилить её и внимательно наблюдать за происходящим. В самом простом случае начинают возникать и проявлять себя иные симптомы и ощущения в других частях тела, имеющие по определению своего появления причинную связь с первичным симптомом.
Что это даёт: 1) получаемые симптомы отражают реальные связи, вычленяют определённый актуальный «гештальт» или ансамбль болезненного состояния, и их можно браться в общую реперторизацию для поиска точного препарата; 2) может быть проявлен диагностический эффект – по ходу процесса часто происходит выявление связей и возможных причин симптома и состояния, что может влечь за собой уже более чёткие целенаправленные диагностические или лечебные мероприятия необходимого спектра; 3) возможен терапевтический эффект самого «путешествия», а именно, для сознания пациента «протаптывается» тропинка причинности симптома или состояния, имеющая часто самостоятельное терапевтическое значение; 4) обучающий эффект: эффект мероприятия иногда сопоставим с эффектом аутогенной тренировки, или той или иной формы релаксации, или медитации, к чему чувствительные пациенты смогут прибегать самостоятельно в дальнейшем.
Пример одностороннего случая - боль в коленном суставе, без модальностей и явных сопутствующих симптомов.
Предложение к пациентке - сосредоточиться на боли и усилить её. Перемещение ощущений - правое колено, внутренняя поверхность, крестец – ощущение тепла в крестцовой части, тепло в икрах и тянущая лёгкая боль, ощущение позывов в туалет помочиться, лёгкость во всём теле, «а вдруг я упаду».
В результате - получен ряд локализаций и симптомов, несомненно имеющих определённую причинную связь с предъявляемой жалобой (крестец, голени, мочевой пузырь). При реперторизации они могут быть взяты как локализации по реперториуму Богера - Бенингхаузена. Полученные связи совпали с результатами и впечатлениями от независимого обследования, проведенного остеопатом.
В результате данного телесного «путешествия» пациенткой был получен определённый опыт типа «аутогенной тренировки», который может быть воспроизведен самостоятельно.
Среди препаратов, полученных путём реперторизации симптомов, оказалось лекарство, давшее эффект.
Путём же простого опроса данные симптомы выявить не удавалось.
Длительность сосредоточения - около 5 минут.
Ещё один случай - несколько более сложный: в нём «путешествие» не ограничено исключительно физическими симптомами. Ситуация после самопроизвольного аборта на сроке 8 недель, у матери 3 детей. Жалобы на неприятные ощущения в области левого яичника, раздражительность. Предложено сосредоточиться на боли в области яичника, усилить её и пронаблюдать перемещение симптомов и ощущений. Ниже - стенограмма части приёма:
- боль уменьшилась – в стопы «пошла волна», стопы стали «тяжёлыми», в голову – «пришло в виски»; затем, после тяжёлого вздоха, - заболел левый висок.
- вопрос: «что за вздох»?. Ответ: «не хватало дыхания, в ногах – «пошло» в стопы, тяжесть («тяжёлые такие»), а сейчас прямо задыхаться начала, вдоха не хватает, из ног «ушло», с дыханием надо что-то поделать, возникла неудовлетворённость вдохом, сейчас прошло – появились в бёдрах тёплые ощущения, в стопы «пошло», горит и колет «иголочками такими», всё легко;
- в последнее время стала носить корсет по поводу болей в спине, сейчас он давит – расстегнула его. Предложение: «Представьте себя этим корсетом»;
- «… как гидрокостюм, грудная клетка вся стянута, кишка такая получается, и что-то вытянулось, похожее на стручок ванили в стеклянной колбе». Предложение: «Войдите в него»;
- «… неприятно быть стручком, лучше быть толстым круглым и пушистым, вот так очень хорошо – комфортно, прекрасно и радостно, и пространство вокруг меня светлое становится, я - круглый шарик, весёлый, светлый, светящийся, улыбающийся. Этот шарик как во время Масленицы перед постом (такое вкусное, радостное, весёлое, светлое); опять давит корсет, дышать нечем; уже в детском саду, обыкновенный сад, наших времен, на улице, снег, весело, хорошо, дети на празднике хороводы водят, играют с лопатками, баб снежных лепят, флажки все яркие, красиво. Праздник, воспитательницы весёлые ходят, вспомнила себя. Вспомнила, как в детстве в садике от машинки колесо лопаткой забивали в голову, вниз осью, страшно обидно. Предложение: «Попросите помочь кого-то сейчас авторитетного для Вас, только детей не обижайте, они же дети»;
- «… всё, больше не обидно, детки стоят и смотрят на небо светящимися глазами, что-то проводили на небо – светлое, свободное, радостное. Всё закончилось. Дышится полегче, нет уже такого судорожного вздоха: когда хочется вздохнуть, голова закружилась сильно-сильно, такое бывает, если резко встать». Предложение: «Откиньте голову на подушку».
- «… всё прошло. А ещё было, когда дети отправляли что-то в вверх, немножечко изнутри страшное сдавило что-то, на уровне духа «предощущение», - такой спазм, как серое облако (пасмурное, неприятное, ненатуральное), как выхлопные газы неестественного происхождения, кажется, оно потом частично обратно внутрь ушло». Предложение: «Вызовите его снова и попробуйте с ним что-то сделать».
- «… всё, сделала, но не понимаю, действительно или механически».
Репеторизация симптомов «физического путешествия» (программа Radar)
- состояние после аборта
- боль в области левого яичника
- жар в стопах
- боль в левом виске
- вздохи
Препарат – Cimicifuga. Симптомы Cimicifuga из классических источников, имеющие аналогию с симптомами ментального «путешествия»: «ощущение, будто чёрное тяжёлое облако окутало её всю и её голову, будто вокруг появилась темнота, всё вокруг как покрыто чёрной пеленой»; «как зажата в тисках»; «ощущение, как будто в затылок вбит стержень»; «чувство, как будто голова испытывает тяжёлые удары»; «представляет, будто посажен в клетку»; «частые вздохи»; «ощущение огорчения и обеспокоенности со вздохами, на следующий день чувство трепетной радости с весёлостью, игривостью»; «головокружение утром при вставании», «ощущение, будто макушка открыта и проходит холодный воздух». Действенность препарата подтверждена клинически.
Короткие комментарии. Интересна аналогия симптомов ощущения пребывания в тюрьме или клетке, опутывания проволокой, чувствительности к сдавлению грудной клетки с тем корсетом, который с лечебной целью надела на себя пациентка, и сдавливающее ограничивающее действие которого явно проявило себя лишь в процессе приёма. Ещё одна аналогия – фигурирующий во многих симптомах холодный воздух и внутренняя картинка зимнего дня. И, наконец, «открывающаяся макушка» – и отделение и «отлетание» чего-то вверх. Произведенный анализ позволяет сказать, что процесс «путешествия» был пронизан энергиями, аналогичными энергиям Cimicifuga.
Есть основания предположить, что «стручок», «шарик» и ряд других элементов «путешествия» отражают в виде психических образов некие глубокие, возможно архетипические, аспекты Cimicifuga, и могут являться её гомеопатическими симптомами.
Тонкое и живое переплетение картины препарата и картины случая в глазах наблю-дающего гомеопата взаимообогащают как первое, так и второе. Равнозначно, создаётся впечатление, что взаимодействия эффекта «путешествия» и эффекта препарата обладают взаимно потенцирующим эффектом, являясь разными гранями единого целительного процесса.
Похоже, что энергии описываемых процессов, через которые «проходит» пациент, и энергии гомеопатических средств соизмеримы, и в чем-то сходны.
Промежуточные выводы: 1) «Выход» на препарат осуществлён методом реперторизации симптомов, полученных в результате физического «путешествия»; 2) В результате ментального «путешествия» получены тонкие ключевые симптомы препарата, описанные в классической Мateria Мedica, что подтвердило реперторизационный выбор; 3) Пережитое «путешествие» («приключение» в терминах сказкотерапии) имело собственный терапевтический смысл.
Несколько слов собственно о «путешествии».
Творческая, целительная сила и значимость самого «Путешествия» не может быть полноценно обозначена словами, и произошедшее навсегда осталось глубоким интимным переживанием пациента, а, в некоторой мере, и врача.
Это тонко и щемяще красиво, и не должно требовать комментариев. Точно так же, как не может быть познана рациональной мыслью и воспроизведена словами сокровенная суть действия гомеопатического средства в таинственных глубинах человека и человеческого организма.
Но, чтобы попробовать чему-то научиться у этого творческого спонтанного процесса, есть смысл кое-что уточнить. Сознанием пациентки в присутствии врача были продуцированы два образа (тёмный и светлый, образ болезни и образ помощи, лечения). Образ болезни первоначально был явлен в виде высохшего стручка, а затем сама материя болезни как бы выплеснулась в виде серого химического облака. Образ помощи (лечения) был явлен пациентке в виде белого пушистого смеющегося шарика, который материализовался в образе светлого яркого и разноцветного детского праздника; далее пациентка, по совету врача, привлекла для получения помощи глубинные источники своего внутреннего (или не только внутреннего) мира.
Если рассмотреть последовательность событий в процессе, произошедшем в пространстве между пациентом и врачом, можно заметить ряд закономерностей, позволяющих понять некоторые аспекты происходящего творческого целительного процесса. Процесс в определённой мере архетипичен, и у него есть чему научиться.
Итак, погружение в центральный симптом первоначально выявило ряд телесных симптомов – субъективных ощущений, которые, будучи использованы в рамках гомеопатической методологии, могут приводить к выявлению необходимого гомеопатического препарата. Далее сознание пациентки воспроизвело метафорически образ болезни в виде высохшего стручка, и, в ответ на этот образ, тут же была продуцирована целительная альтернатива в виде пушистого смеющегося белого шарика (попутно можно сказать, что наблюдаемый процесс глубоко «гомеопатичен»: в ответ на подобие болезни организм продуцирует целительный ответ; терминами гомеопатии – вслед за первичным действием, вызванным лекарством, продуцируется вторичное действие организма - целительный ответ). Возникший пушистый шарик «запустил» волшебное путешествие в мир детства, праздника, разноцветной Масленицы и радости.
В «ткани» путешествия была воспроизведена и отпущена травмирующая ситуация из детства (а, возможно, и травма от последнего выкидыша), после чего нечто разрешилось и воспарило. В этот момент сама глубинная материя болезни на мгновение была вынуждена явить себя в виде тёмного облака, дав возможность произвести попытку избавления, и, вместе с тем, представив ещё один ключевой симптом целительного для пациента препарата.
Для пациента «Путешествие» завершилось определённым внутренним разрешением, Масленичным прощанием с зимой, приёмом гомеопатического препарата и обретением некоторой новой степени свободы; для врача - обретенным опытом, радостью и честью участия в процессе, новым изучением препарата и написанием данного текста.
Возможно, чем-то оно окажется для того или иного читателя текста, затем продолжится и, быть может, обретет свой окончательный смысл. Шутка, игра фантазии или пустяк всё это, или что-то иное - судить читающему.
Путешествие пациента как гомеопатический инструмент. М.Ю. Ляхович (Москва, Россия)
В последние месяцы приходится наблюдать в собственной практике постепенное форми-рование некоего синтетического метода, произрастающего на стыке гомеопатии и ряда методов психологии и психотерапии. Из психологии и психотерапии - это подходы процессуальной терапии Минделла, трансперсональной психологии Грофа, психодрамы, методов арттерапии, аспекты юн-гианского анализа, расстановок Хеллингера, сказкотерапии, танцедвигательной терапии, инте-гративной психологии. Метод получается немного странный, и близок, вероятно, будет достаточно немногим: гомеопатам ли, психологам ли. Смысл метода в том, что в присутствии врача запус-кается определённое, потенциально существующее путешествие пациента. Самое простое, что приходилось наблюдать - путешествие физическое. Бывают и более сложные путешествия по эмоциональным, ментальным, энергетическим мирам пациента, бывают сказочные и волшебные метафорические путешествия. Новизна подхода - в синтезе двух методов, и если гомеопатическая часть будет вполне понятна гомеопату, но неизвестна психологу, то, соответственно, психоте-рапевтическая часть достаточно знакома и понятна психологам определённых направлений, и, как правило, неизвестна большинству гомеопатов. Создаётся впечатление, что взаимодействие эф-фекта «путешествия» и эффекта препарата обладают взаимно потенцирующим механизмом, яв-ляясь разными гранями единого целительного процесса. Похоже, что энергии описываемых процес-сов, через которые проходит пациент, и энергии гомеопатических средств, соизмеримы и в чём-то сходны. В тексте приведены 2 случая применения метода в клинической практике.
Мандрівка пацієнта як «гомеопатичний інструмент». М.Ю. Ляхович (Москва, Росія)
Останнім часом доводилося спостерігати у власній роботі поступове формування деякого синтетичного методу, що народжувався на стику гомеопатії та низки методик психології та пси-хотерапії. З психології та психотерапії - це підходи процесуальної терапії Міндела, трансперсона-льної психології Грофа, психодрами, методів артотерапії, аспектів юнгіанського аналізу, розстано-вок Хелінгера, казкотерапії, танцерухової терапії, інтегративної психології. Метод утворився дещо чудернацький, і буде близький, напевно, не багатьом: чи гомеопатам, чи психологам. Сенс методу - в тому, що у присутності лікаря запускається певна, потенційно існуюча, мандрівка пацієнта. Най-простіше, що доводилось спостерігати, - мандрівку фізичну. Бувають й більш складніші мандрівки по ємоційних, ментальних, енергетичних світах пацієнта. Бувають й казкові та чарівні метафоричні мандрування. Новизна підходу - у синтезі двох методів, і якщо гомеопатична частина постане досить зрозумілою гомеопату, але невідомою психологу, то, відповідно, психотерапевтична частина достатньо знайома та зрозуміла психологам певних напрямків, та, частіше, невідома більшості гомеопатів. Складається враження, що взаємодія ефекту «мандрівки» та ефекту препарату має взаємно динамізуючий механізм, і є різними гранями поєднаного процесу зцілювання. Схоже, що ене-ргії описаних процесів, крізь які проходить пацієнт, є спільномірними та у чомусь подібними. У статті надані два випадки застосування методу у клінічній практиці.
Информация об авторе.
Михаил Юрьевич Ляхович - известный врач-гомеопат, создатель и редактор профессионального сайта «Мир гомеопатии». Главный врач Гомеопатического Центра здоровья и реабилитации (Россия, г. Москва, Боровское шоссе, 56), преподаватель курсов профессиональной подготовки врачей-гомеопатов. Участник многих семинаров и форумов в СНГ и за рубежом, автор интереснейших публикаций и выступлений. Принимал участие в организации многочисленных проектов, связанных с гомеопатией. Неоднократно повышал свою квалификацию в гомеопатических клиниках Индии.
E-mail: homeopathia@mtu-net.ru
URL: http://www.homeopatica.ru
|
|||||||
Медицинский портал о гомеопатии и гомеопатах, в Одессе и мире. Прочтете все про лечение гомеопатией! Найдете центр гомеопатии. Гомеопатия аптека и гомеопатия форум. Гомеопатия в Украине
|