@@11@@
  Гомеопатия
Одесские крупинки или globuli по-одесски.

Украинский гомеопатический ежегодник: О применении гомеопатических средств в педиатрии

~~~ 19-21.IV.24 - ЕЖЕГОДНАЯ JAHC - 2024 (РЕСТОН, США) ~~~ 25-28.IV.24 - ВЕСЕННИЕ РАБОЧИЕ ВСТРЕЧИ ЕСН (БЕРГАМО, ИТАЛИЯ) ~~~ 07.V.24 - МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ЗАСЕДАНИЕ НМГООО (ОДЕССА, УКРАИНА) ~~~ 09-11.V.24 - 172-Й КОНГРЕСС ГОМЕОПАТОВ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ (ЛИНДАУ, ГЕРМАНИЯ) ~~~ 24-25.V.24 - 63-Й КОНГРЕСС ГОМЕОПАТОВ FNSMHF С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ (ЛИЛЛЬ, ФРАНЦИЯ) ~~~ 07-08.VI.24 - XI МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС CEDH (БРЮССЕЛЬ, БЕЛЬГИЯ) ~~~ 05-06.VIII.24 - МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ICHH (АМСТЕРДАМ, НИДЕРЛАНДЫ) ~~~ 20-22.IX.24 - СОВМЕСТНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ГОМЕОПАТОВ, С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ (ТЕМПЕ, США) ~~~ 30.IX-04.Х.24 - КОНГРЕСС MMPP-2024 (БАД-ШТАФФЕЛЬШТАЙН, ГЕРМАНИЯ) ~~~ 02-05.Х.24 - 77-Й КОНГРЕСС LMHI (СЕВИЛЬЯ, ИСПАНИЯ) ~~~ 21-23.XI.24 - ICE-2024 (КЕТЕН, ГЕРМАНИЯ) ~~~ 21-24.XI.24 - 100-Й КОНГРЕСС ФАКУЛЬТЕТА ГОМЕОПАТИИ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА (ЭДИНБУРГ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯАНИЯ) ~~~

Поиск:
Гомеопатия - это... Карта сайта Написать письмо врачам Написать письмо в аптеку Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии Периодические профессиональные издания
Международные новости Семинары, конференции, форумы Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе Объявления для гомеопатов События, даты, поздравления и комментарии Книги и журналы для гомеопатов Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека История аптеки Номенклатура динамизированных средств Монокомпонентные средства Многокомпонентные динамизированные средства Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе Materia medica Гомеопатия для чайников Вопрос - ответ Дружественные сайты
О ПРИМЕНЕНИИ ГОМЕОПАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПЕДИАТРИИ


Н.Б. Коваленко
Украина, г. Одесса
Научно-медицинское гомеопатическое Общество Одесской области


About application of homeopathic agents in pediatrics. N.B. Kovalenko (Odessa, Ukraine)
The modern scientific approach to homeopathy allows not only to apply it with success in the direction eugenic prophylaxis and treatment but also to speak about competency of homeopathic preparations for the preventive, medical purposes. Competent homeopathic "support" of the child (it is better from the moments of preparation to conception, and conception) and all members of the family, taking into account external and internal stimuli, allows to grade negative influence of environmental and social morbid factors, which can form complex psychosomatic dysfunctions in future. The author gives the analysis and basic indications in of various homeopathic agents in a pediatric practice.



Ключевые слова: гомеопатическое сопровождение, евгенические профилактика и лечение, связи симптомов, стрессовые факторы, коммуникабельность, активность, симптомы психики

Обсудим применение гомеопатии в педиатрии. Это - особая тема, ведь динамизм и определённая ослабленность детской иммунной системы, естественные в сравнении с взрослым человеком, делают ребёнка, пожалуй, одним из наиболее благодарных пациентов для гомеопатов. Дети по-настоящему быстро и настолько ярко способны реагировать на гомеопатическое лечение, что, если чудо гомеопатии и существует (а в этом нет сомнений!), то его следует отнести, прежде всего, к гомеопатическому лечению детей или, как я иногда говорю, к их гомеопатическому «сопровождению». Причём, говоря об этом, имею в виду «сопровождение», которое начинает отсчёт с внутриутробного развития плода. Это то, что мы называем Евгеникой.
Несколько слов о евгеническом направлении. Евгеника (от греческого eugenes – «хорошего рода») - учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах влияния на эволюцию человечества, в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одарённости и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям.
Евгенические принципы были впервые сформулированы в 1869 году, в книге «Наследственность таланта» одним из родственников Дарвина, - Френсисом Гальтоном. Сам термин был введен им в 1883-1884 гг. Многие прогрессивно мыслящие жители Старого и Нового Света, Российской Империи, с радостью восприняли информацию и знания о евгенической профилактике, использовании положений евгеники в построении цивилизованного общества.
Принято говорить о позитивной и негативной евгенике. Позитивная – направлена на оздоровление нации, населения планеты, улучшение генофонда и профилактику наследственных заболеваний (уже описаны 5 тысяч наследственных заболеваний среди 20 тысяч общих болезней). Негативная евгеника послужила основой для неудавшегося установления «нового мирового порядка»: расизма, ариософии, социал-дарвинизма, пангерманизма и прочих.
Наиболее развитыми до конца 20-х гг. ХХ века евгенические и антропогенетические идеи были в Саратове, Одессе, Москве и Санкт-Петербурге (Ленинграде). Русское евгеническое общество было образовано в 1920 году в Москве, при Институте Экспериментальной Биологии, и возглавил его Н.К. Кольцов. В 1923 году был открыт филиал Общества в Одессе (заметим – единственный филиал). Его составила группа из 8 человек, под руководством профессора Н.Н. Костямина. Члены Общества вели активную деятельность, с выступлениями на целом ряде медицинских съездов (по охране детей и подростков, посвященных психиатрии и малярии), где говорили об обсуждаемых темах с точки зрения евгеники. Однако, в 1929 году, Общество и его филиал прекратили свою деятельность «в связи с использованием евгенических положений для откровенно реакционных и даже фашистских целей».
Позитивная же евгеника гуманна по сути. Её задачи - изучение наследственных качеств человечества (каждый человек - обладатель 5-10 потенциально дефектных генов, передаваемых потомству вместе с нормальными), с формированием условий для увеличения рождаемости лиц с благоприятными наследственными задатками. И основная тяжесть в вопросах внедрения евгенических положений в жизнь, должна была бы ложиться на государственные структуры и общество в целом. Однако, сегодня это – удел врачей-одиночек.
Правомерность употребления термина «евгеника» в современной науке, в связи с наследственными заболеваниями, вызывает много споров. Однако, научный подход к гомеопатии позволяет не только с успехом применять её в этом направлении, но и говорить о правомочности данного термина. И не случайно в Индии, на родине многих выдающихся гомеопатов, в том числе таких, как семья Шанкаранов, П. Виджейкар и многие другие, в целом ряде регионов профилактику наследственной патологии у детей начинают in utero, вполне правомерно отсчитывая возраст ребёнка не с момента рождения, а с момента зачатия.
Исходя из этого, можно сказать, что среда, в которой пребывает ребёнок до рождения (а именно, матка) очень важна, и играет важнейшую роль в его развитии.
Аутогенная интоксикация, недостаточность антиоксидантной системы, а также любая интоксикация, передаваемая из поколения в поколение, пагубно отражается на нормальном, полноценном функционировании организма матери и, соответственно, плода. В связи с этим, гомеопатическое сопровождение ребёнка или, если хотите, превентивную иммунизацию плода мы (ученики В.Ж. Бихуновой), активно поддерживающие данное направление, рекомендуем начинать с первых дней от зачатия, следуя принципу обязательной, строгой индивидуализации.
В случаях, когда у одного из родителей обнаруживают признаки глубокой аутогенной интоксикации (экзема, астма, язвенная болезнь желудка), с чередующимися болезненными проявлениями, зависящими не столько от тех токсинов, которые образуются самим организмом, сколько от недостаточности их выделения, рекомендован Sulphuris 200СН. Наличие сенсибилизации к туберкулёзному токсину предполагает назначение Tuberculinum (реже – Bacillinum) 200СН. При склонности к новообразованиям (бородавки, полипы, папилломы, остроконечные и плоские кондиломы), показан Medorrhinum 200СН.
Головная боль с бессонницей и выпадением волос, кожные высыпания (цвета меди) у беременной женщины, и выраженное пристрастие к алкоголю у одного из родителей (со сложностью в отказе от него в период зачатия у мужчины и, при беременности, - у женщины), требуют назначения Luezinum 1000CH, однократно, с возможным повтором дозы через 3 месяца.
Если беременная женщина страдает аллергическими заболеваниями (сенным насморком, респираторным аллергозом, астмой, чередующимися с экземой, даже без склонности к зябкости, с профузным, неприятно пахнущим потом), рекомендовано назначение Psorinum 1000CH, однократно, также с возможным повтором дозы не ранее чем спустя 3 месяца.
В случаях выраженной и различной миазматической отягощенности у родителей, подбирают препараты, адекватные хроническим патологическим расстройствам. Это, прежде всего, средства минерального происхождения: Calcarea carbonica (дигестивный архитип), Calcarea phosphorica (респираторный), Calcarea fluorica (церебральный). Соли кальция назначают в разведениях 30СН-50СН, раз в 3 недели либо месяц, на протяжении всей беременности.
Характер будущего человека начинает формироваться по истечению 27 суток от зачатия. В это же время может меняться и характер матери. И, так как мозг ребёнка in utero действует синхронно с психикой матери, то их чувства, мысли и впечатления могут иметь взаимообратную связь. Тонко чувствующие матери умеют их чётко разделять, а гомеопаты, знающие хорошо пациента, - отслеживать, видеть и даже прогнозировать будущую конституцию ребёнка. К примеру, стресс у матери во время беременности, с ростом активности щитовидной железы и надпочечников, мало повлияет на характер ребёнка, но, значительно, - на его темперамент.
Стрессовые факторы, влияющие на эмоциональный склад ребёнка можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние стрессовые факторы:
1. Эмоциональные стрессы во время беременности. Мысль о возможности врождённых уродств плода, беспокойства и тревоги о рождении ребёнка.
2. Взаимоотношения с мужем. Их взаимоотношения сердечны или существует напряжение.
3. Взаимоотношения с другими членами семьи. При напряжённых отношениях очень важна ответная реакция женщины. Становится ли поведение беременной женщины вызывающим или протестующим? Переносит ли она страдания молча или чувствует, что ею пренебрегают?
4. Отношения ближайших друзей и родственников. При взаимном непонимании - чувство печали, обиды или вины.
5. Экономическое состояние семьи.
Внутренние стрессовые факторы:
1. Нежелание иметь детей вообще. Некоторые члены семьи не желают иметь детей по причинам, которые они считают важными…(они могут быть различны).
2. Нежелание иметь детей в данное время. Если ребёнок мешает реализации планов, связанных с образованием, отдыхом, социальной деятельностью, или рождается вслед за другим ребёнком, или вызывает упрёки со стороны мужа – всё это провоцирует у женщины чувства обиды, вины, отражающиеся на ребёнке.
3. Сильное желание детей определённого пола. Если новорожденный «не того» пола, какого хотели родители или родственники, то их разочарование часто приводит к реакции отвержения.
4. Презрение к ребёнку. Если ребёнок незаконнорожденный, или продукт межрасового союза, союза с представителем иной религиозной конфессии (касты), и если в семье отца или матери присутствуют психические заболевания, алкоголизм, наркомания, то это может приводить к компенсаторной гиперопеке родителями, или заставлять его чувствовать себя отверженным.
Продолжительный эмоциональный стресс на ранних сроках беременности может вызвать рост активности надпочечников у матери, с избыточным выбросом кортизона. В ранние сроки беременности это может стать причиной аномалий плода и, в дальнейшем, задержки умственного развития ребёнка. Однако, длительность и время воздействия на плод неблагоприятных факторов окружающей среды, может иметь более важное значение, чем сам характер воздействия. Если же такое воздействие совпадёт во времени с формированием органа, то увеличивается вероятность аномалий развития. Такие аномалии после рождения мы можем наблюдать: 1) в виде стигм дизэмбриогенеза (сросшихся фаланг пальцев, наличия или отсутствия определённого количества пальцев, неправильной формы ушной раковины и т.д.); стигм, которых в норме не должно быть более 10; 2) в виде серьёзных пороков развития.
В первые 6 месяцев после рождения прослеживают связь ряда симптомов у матери во время беременности с симптомами, проявляющимися у ребёнка. Это можно проследить и в Materia Medica. Ниже приведены примеры с учётом 3-5 ведущих симптомов (с учётом Р. Бургари):
Apis mellifica: вызывающий у беременной: боли в зубах, изжогу, понос, альбуминурию; может, следовательно, подойти ребёнку, имеющему: инфекционные поражения кожи или подкожной клетчатки; почечные расстройства со специфическими модальностями ухудшения от тепла и улучшения от прохладной воды.
Capsicum annuum: вызывающий у беременной: головные боли, снижение слуха, изжогу, жгучие боли в прямой кишке, геморрой; может, следовательно, подойти ребёнку, имеющему: склонность к отитам, сливные дерматиты, тучность (с яркой окраской щёк).
Chamomilla matricaria: вызывающая у матери: головные и зубные боли, боли в животе, понос, судороги; может, следовательно, подойти ребёнку, имеющему: нарушение поведения с частым плачем, хронический понос со зловонным стулом, расстройства сна.
Cimicifuga racemosa: вызывающая: необъяснимый страх, грусть, боли в левой половине грудной клетки; может, следовательно, подойти ребёнку, имеющему: состояние неестественной нервозности с возбуждением, общую гиперчувствительность, мышечные подёргивания, хорееформные движения.
Conium maculatum: вызывающий: изжогу, сердцебиение, кашель, запор; может, следовательно, подойти ребёнку, имеющему: целлюлиты и твёрдые (как камень) аденопатии, гиперпластические респираторные заболевания, различные паретические состояния.
Lyssinum: вызывающий: неконтролируемые страхи, зубную боль, боли в пояснице; может, следовательно, подойти ребёнку, имеющему: отставание в психомоторном развитии, гиперсаливацию с пенистой, вязкой слюной.
Lycopodium clavatum: вызывающий: запор, понос, похолодание конечностей, варикозное расширение вен на ногах, судороги; может, следовательно, подойти ребёнку, имеющему: выраженную гипотрофию, различные желудочно-кишечные расстройства, расстройства мочевыводящих путей.
Natrum muriaticum: вызывающий: плач, грусть, головокружение и сердцебиение, изжогу, геморрой, недержание мочи; может, следовательно, подойти ребёнку, имеющему: исхудание или общую гипотрофию (несмотря на хороший аппетит и предпочтение солёной пищи), нежелание, чтобы его носили на руках, ласкали, утешали.
Nux mosсhata: вызывающий: головную боль, зубную боль, понос, кашель, похолодание кожи, обмороки, непреодолимую сонливость; может, следовательно, подойти ребёнку, имеющему:- очень глубокий сон (с остановками дыхания), сухость слизистых оболочек при отсутствии жажды, судорожные (спастические) движения, реакции.
Nux vomica: вызывающий: зубную боль, запор, боли в животе, понос, расширение вен, обмороки; может, следовательно, подойти ребёнку, имеющему: разнообразные желудочно-кишечные расстройства, боли в прямой кишке с ложными позывами, различные мышечные спазмы.
Pulsatilla: вызывающая: неконтролируемый страх, головные и зубные боли, запор, понос, дизурию, недержание мочи, кашель, расширение вен нижних конечностей; может, следовательно, подойти ребёнку, имеющему: инфекционные поражения слизистых (носа, влагалища и т.п.); нарушения поведения: плач, необычную обидчивость.
Sepia officinalis: вызывающая: головную боль, жёлтые пигментные пятна на носу и лице, быстро распространяющийся кариес, запор, боли в животе, понос, геморрой, недержание мочи, боли в молочных железах, сердцебиение, кашель, судороги икроножных мышц, обмороки; может, следовательно, подойти ребёнку, имеющему: желудочно-кишечные расстройства с болезненным увеличением печени, экзематозный или иной дерматоз, в особенности, в области складок или половых органов.
Veratrum album: вызывающий: возбуждение, боли в животе, колики, похолодание конечностей; может, следовательно, подойти ребёнку, имеющему: сильные рвоту и понос, исхудание с обезвоживанием.
Список перечисленных препаратов, конечно, не является исчерпывающим. Преобладающие во время беременности симптомы могут указать и на другие препараты, при условии, что они подкреплены другими признаками, имеющимися у ребёнка или у его матери.
Однако, начиная с 3-месячного возраста, препараты необходимо подбирать с учётом того из родных, чей тип реактивности начинает просматриваться у малыша. И, если у него тип реактивности отца, то именно хронические патологические дисфункции последнего необходимо учитывать при подборе препаратов данному ребёнку. Так, подбор конституционального препарата у детей грудного и младшего возраста должен опираться на следующие параметры (с учётом информации коллеги Правина Джейн):
I. КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ. Это первоначальная реакция на новую ситуацию, новый стимул. Например, встреча с новым лицом (гостем, доктором, незнакомцем), введение в рацион новой пищи, пребывание в необычной ситуации (клинике). Отмечают лёгкость, с которой ребёнок принимает (или нет) ситуацию, и приспосабливается к изменениям среды, образа жизни.
Так, экстравертный малыш легко адаптируется к новым стимулам или факторам окружающей среды. Такой ребёнок дружелюбно ведёт себя в клинике, улыбается, пытается удержать и изучить Вас, поиграть с Вами. Он следует за Вашим взглядом и при осмотре, позволяя это сделать без каких-либо проблем. Таких детей можно оставлять с няней, брать с собой. Они дружелюбны, легко контактируют с другими людьми, даже незнакомыми. Ключевые слова для экстравертного ребёнка – несдерживаемый, свободный, ненапряжённый.
При появлении нового стимула интровертный ребёнок чувствует внутреннее торможение, сдерживание, и отвечает отрицательно, одёргивая себя, отказываясь от взаимодействия с этим стимулом, «залезая в скорлупу» и защищаясь. Таким детям потребуется более значительное время, чтобы адаптироваться к новым стимулам или новой среде. Такой малыш начинает плакать задолго до того, как войдёт в кабинет врача. Такие дети кричат и рыдают в течение всего опроса, избегают прямого взгляда. При попытке их осмотреть будут плакать и не позволят сделать это. На чужой голос ребёнок реагирует плачем и криком. Мать может рассказать, что даже введение новой пищи (прикорма) в рацион – целая проблема. Если ему дают новую игрушку, то он не спешит начать играть с ней. В компаниях такие дети начинают кричать и рыдать, чувствуя себя неуютно в любой новой обстановке. Ключевые слова для интровертного ребёнка – сдержанный, странный, трудный в общении.
II. АКТИВНОСТЬ. Её можно определить как количество энергии, расходуемой при движениях. Это - один из очень важных параметров при оценке темперамента. Активность можно оценить по следующим позициям: 1) уровень активности - соотношение периодов активности и вялости (пассивности) в поведении ребёнка; 2) реактивность (чувствительность), где порог чувствительности показывает, какой интенсивности стимул необходим для того, чтобы вызвать ответную реакцию малыша (так, один ребёнок считает лёгкое прикосновение раздражающим, а другие дети реагируют лишь на сильные объятия). Чувствительность показывает, насколько восприимчив ребёнок к сигналам, исходящим от пяти органов чувств: прикосновению, вкусу, запаху, звукам и зрительным образам (так, чувствительные малыши просыпаются и успокаиваются при смене подгузников); 3) интенсивность реакции - указывает на тот уровень энергии, с которым ребёнок обычно отвечает на стимул (например, малыш с низким порогом чувствительности, но высокой интенсивностью реакции, может ответить на неприятный вкус лекарства очень громким вскриком и выраженными гримасами, начинает плеваться; другой пациент, с таким же порогом чувствительности, но с низкой интенсивностью реакции, может всего лишь сморщить нос, показывая неприязнь); 4) биологические ритмы (регулярность), где ритмичность определяет периодичность таких функций, как выделения (стул и мочеиспускание), сон, чувство голода (так, некоторые дети очень быстро усваивают для себя порядок – есть каждые 3 часа или засыпать в одно и то же время каждый день, другие же могут быть менее предсказуемыми; 5) отвлекаемость, которая свидетельствует о том, какой степени интенсивности должен быть стимул, чтобы нарушить привычную активность ребёнка; 6) настойчивость и умение концентрировать внимание; здесь настойчивость и время концентрации – это параметры, описывающие, как долго ребёнок может продолжать выбранную деятельность - один будет раскрашивать картинку до завершения, а другому через несколько минут занятие надоест.
По вышеперечисленным параметрам мы оценим, повышена активность ребёнка или нет.
III. ДЕСТРУКТИВНОСТЬ. Ребёнок деструктивен, если он рвёт, ломает, портит предметы. Деструктивное поведение обычно направлено на объект, находящийся под рукой, чащё являющийся источником гнева ребенка. Недеструктивный ребёнок выражает гнев в виде бросания на пол, криков и неадекватных движений. Важно, насколько такие реакции демонстративны.
Далее мы рассматриваем характерные симптомы психики. Они возникают как реакция на стимулы. Существует четыре основных эмоции: 1. Гнев, злость; 2. Ревность; 3. Огорчение, печаль; 4. Страх.
ГНЕВ. Это эмоция, при которой ребёнок демонстрирует агрессивную реакцию (открытую или замаскированную) в отношении каких-либо людей, объектов. Гнев возникает в ситуации приспособления, когда ребёнок сталкивается с каким-либо препятствием, и агрессивно нападает на этот барьер. Гнев – более часто встречающаяся эмоциональная реакция у детей, чем страх. Это обусловлено тем, что факторов, провоцирующих появления гнева, намного больше, чем вызывающих страх. И, на ранних стадиях развития, дети обнаруживают, что гнев – наиболее эффективный способ привлечь к себе внимание или получить то, что им нужно.
Существует два основных типа гневной реакции: 1) Импульсивная (агрессивная). Может быть направлена на людей, животных или объекты, может быть физической или вербальной. Такой ребёнок будет бить, кусаться, плеваться, драться, щипаться, толкаться. Гневная реакция может быть направлена и на себя. Тогда малыш будет тянуть себя за волосы, биться головой, теребить или рвать одежду; 2) второй тип – подавленная гневная реакция. Она может проявляться в виде разыгрывания страданий, замкнутости, угрюмости, жалости к себе, плача.
РЕВНОСТЬ. Нормальная реакция на реальную, предполагаемую или угрожающую потерю любви, привязанности. Эта эмоция наиболее характерна для детей старшего возраста, и её пики приходятся на 3 года и 11 лет. Она может проявлять себя и в виде непосредственной, агрессивной реакции (иногда её нужно дифференцировать с гневом), и в виде опосредованной реакции (энурез, сосание пальцев, непослушание, подавленное настроение).
ОГОРЧЕНИЕ, ПЕЧАЛЬ. Огорчение, печаль, горе – это психическая травма, эмоциональные терзания, обусловленные потерей любимого человека или объекта. В более мягкой форме – это печаль и грусть. Независимо от возраста и интенсивности, эта эмоция - одна из наиболее неприятных. В открытом проявлении, во всех возрастах, может выражать себя в виде плача. В подавленном – в виде апатии, потери аппетита, бессонницы и т.д.
СТРАХ. Это склонность избегать определённых факторов. Наиболее часто страх у маленьких детей вызывают: громкие звуки; тёмная комната; животные; высота; чужие люди (места, предметы); одиночество. У них типичная реакция на страх – беспомощность. Они плачут и показывают, таким образом, что нужна помощь. На уровне физических реакций это проявляет себя в виде дрожи, плача, потливости и сердцебиения. К неявным формам проявления страха, у детей более старшего возраста, можно отнести стеснительность, смущение, беспокойство и тревогу.
Для правильного подбора препарата мы учитываем также температурные модальности и жажду. Говоря о температурных модальностях, мы понимаем, что у «горячего пациента» не происходит ухудшение от тепла, а у «холодного» - от холода. Нас интересует толерантность в сравнении с другими в том же климате.
Температурные модальности. В норме ребёнок более зябкий по сравнению с взрослым человеком. Поэтому, при его осмотре, мы учитываем температуру шеи и живота, потливость и желание прохлады. Температуру конечностей учитывать не обязательно, так как они обычно холоднее. Также не следует учитывать желание ребёнка сбросить с себя одеяло – это может говорить о его гиперактивности. Не следует забывать о том, что есть чувствительные и к жаре и к холоду пациенты, которым мы назначаем амбивалентные препараты. И, далее, мы учитываем, что холодные пациенты имеют, как правило, избыточные жировые отложения (это практически все Calcarea, Capsicum, Ferrum metallicum, Graphites, Phytolacca). Горячие же – наоборот (например: Apis, Lycopodium, Aurum muriaticum, Pulsatilla, Phosphorus).
Жажда. На грудном вскармливании все потребности в жидкости у ребёнка должны быть удовлетворены за счёт молока. Если ему требуется большее его количество, и не хватает одной груди, то он просит более частых кормлений. Это значит, что у него повышена потребность в жидкости. Если же в течение первых шести месяцев детям хватает только материнского молока, то, скорее всего, потребность в жидкости у них снижена.
Таким образом, учитывая всё вышеперечисленное, можно подобрать препарат пришедшему (или принесенному) на приём маленькому пациенту.
Рассмотрим пример – случай из практики.
Мальчик Никита, 1 год. Родители жалуются на затруднение носового дыхания, с отсутствием выделений из носа, сопение. Симптомы наиболее выраженно проявили себя после третьей простуды. При осмотре: ребёнок бледен, но крепкий, активный. Отворачивается, переходит с рук матери на руки отца, бросает игрушки. При попытке осмотреть его - плачет. По кабинету старается ходить спиной к доктору, с бутылкой воды в руках, пьёт. Это второй ребёнок в семье. По сравнению с первым, он очень обидчив, может плакать или открыто проявить свой гнев. Не любит умываться, купаться. Любит одеваться (NB! - большинство детей этого не любят, возможно, он нуждается в тепле). Не любит оставаться один, с родственниками, особенно не любит сестру мужа, она даже реже стала приходить, т.к. в её присутствии он всегда плачет. Аппетит не очень хороший, нужно уговаривать поесть. Единственное, что он готов есть всегда, так это сладкое и шоколад. Крадёт кусковой сахар из сахарницы.
Ребёнок получил Ammonium carbonicum 200C, три дозы с разницей в три недели, на фоне плацебо. Через три недели проблемы, связанные с носом, уже не беспокоили. Катамнез – 1 год. В течение этого времени ребёнок не болел. Я повторяла дозу препарата ещё через полгода, когда на детской площадке он начал бить соседского ребёнка, и даже мать, когда та их разнимала (после чего несколько дней не мог дышать носом). Повторная доза носовое дыхание восстановила, он стал намного спокойнее, более адекватным в общении с детьми. На сегодня он уже не так протестует против купания и умывания. И даже не реагирует на приход сестры мужа, стараясь играть в этот момент с отцом. Намного улучшился аппетит.
Анализ. Ребёнок интроверт, гиперактивный, крепкий. Основная жалоба – заложенность носа. Выходим на Ammonium carbonicum. Далее смотрим Materia Medica. Частые простуды (в течение года 3 раза), зябкий, с жаждой. Гнев, нелюбовь к воде, отвращение к определённому человеку, к женщине. Любовь к сладкому. Думаю, что выбор Ammonium carbonicum сомнений не вызвал.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Бихунова В.Ж. // Актуальные вопросы педиатрии: Сб. тез. докл. научно-практ. конференции. – Одесса, 1996. – С. 34-37.
2. Бихунова В.Ж. // Український гомеопатичний щорічник. – 1998. – Т.I. – С. 15-17.
3. Бихунова В.Ж. // Труды 57-го Конгресса LMHI. – М.: Макс-Пресс, 2002. – Т.II. – С. 159-162.
4. Бургари Р. Гомеопатическое лечение новорожденных и грудных детей. – М.: Симилия, 2002.
5. Иванив А.П. Евгеника: отмахиваться не стоит // Идеальная формула. – 2006 (апрель). – С. 34-35.
6. Коваленко Н.Б. // Український гомеопатичний щорічник. – 1998. – Т.I. – С. 18-19.
7. Коваленко Н.Б. // Український гомеопатичний щорічник. – 2005. – Т.VIII. – С. 41-46.
8. Младенческие и детские типы / Сб. работ П. Хершку и Р. Бургари. – М.: ИРМА, 1993.
9. Томатис А. Девять месяцев в раю / Под ред. В.Ж. Бихуновой. – К., 1996.
10. Фегель А. Гомеопатическая терапия детских болезней. – М.: Атлас, 1993.

О применении гомеопатических средств в педиатрии. Н.Б. Коваленко (Одесса, Украина)

Современный научный подход к гомеопатии позволяет не только с успехом применять её как в направлении евгенических профилактики и лечения, так и говорить о правомочности гомеопатических препаратов в профилактических, лечебных целях. Грамотное гомеопатическое «сопровождение» ребёнка (лучше от моментов подготовки к зачатию, самого зачатия) и всей его семьи, с учётов внешних и внутренних раздражителей, позволяет нивелировать негативное влияние средовых и социальных болезненных факторов, которые, в дальнейшем, могут формировать сложные психосоматические дисфункции. Автором приведены анализ и основные показания к назначению различных гомеопатических средств в педиатрической практике.
Про вжиття гомеопатичних ліків в педіатрії. Н.Б. Коваленко (Одеса, Україна)
Сучасний науковий підхід до гомеопатії дозволяє не тільки з успіхом вживати її не тільки у напрямку євгенічних профілактики і лікування, але й казати про правосильність застосування гомеопатичних засобів з профілактичною, лікувальною метою. Грамотний гомеопатичний «супровід» дитини (краще від моментів підготування до зачаття, самого зачаття) і всієї його родини, з урахуванням зовнішніх та внутрішніх подразників, дозволяє нівелірувати негативний вплив хворобливих чинників середовища та соціуму, які надалі можуть формувати складні психосоматичні розлади. Автором приведені аналіз та провідні показання до призначення різних гомеопатичних ліків у педіатричній практиці

.
Информация об авторе. Кандидат медицинских наук Нелли Борисовна Коваленко - консультант Одесской гомеопатической аптеки №5, член LMHI, участница и докладчик на многих международных форумах, слушатель ряда семинаров.

E-mail: nelly@online.com.ua
 

Украинский гомеопатический ежегодник: О применении гомеопатических средств в педиатрии
Гомеопатические книги и книги по гомеопатии.



© 2003-2024



Рейтинг Mail.ru
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет


Яндекс цитирования
Украина онлайн
УКРМЕД - Каталог Медичних Сайтiв в Українi Meddesk.ru - медицинская доска объявлений. Обмен ссылками.